Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове

Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, Ирина Швед

В первые дни войны в Заполярье перед немцами встал серьёзный вопрос о снабжении собственных войск. Финские союзники не предупредили немцев об отсутствии дорог на севере Кольского полуострова, и немцы оказались в тупике: войска снабжать надо, но дорог нет.

К линии фронта шла единственная дорога «Russenstrasse». Немцы расширили её, улучшили и приспособили для передвижения войск, но её мощностей не хватало для поставки грузов к линии фронта.

Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-1 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-2 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-3 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-4 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-5 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-6 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-7 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-8 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-9 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-10 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-11 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-12 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-13

Тогда генерал-майор Фердинанд Шёрнер, известный не только своими нетривиальными идеями, но и умением с блеском претворять их в жизнь, подал идею построить подвесную канатную дорогу.

Работы по строительству дороги начались 24 октября 1941 года. Оборудование фирмы «Bleichert» было доставлено из Альп. Командовал первым этапом строительства гауптман Унгератен. Строительство вела команда Seilbahn 601, на подручных и тяжёлых работах использовались советские военнопленные.

Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-14 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-15 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-16 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-17 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-18 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-19 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-20 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-21 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-22 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-23 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-24 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-25 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-26 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-27 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-28 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-29 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-30 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-31 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-32

На табличке, которая висела на узловой станции в районе Старой Титовки написано:

«Полевая канатная дорога длиной 28 км построена 601-й командой подвесной канатной дороги с сапёрами-железнодорожниками и солдатами-строителями летом 1942 года постройка заняла 11 недель»

Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-33

Дорога представляла собой систему деревянных опор с верхними поддерживающими конструкциями, комплекта подвесных платформ 2 видов (металлический ковш или деревянная платформа) и приводных механизмов с дизельными двигателями.

Дорога начиналась в Печенге (Петсамо), там находилась первая станция отправки, доходила до Старой Титовки, где делилась на две ветки: одна шла к перешейку у острова Средний — конечная станция находилась у подножия горы, в 800 метрах от ручья Пьяный; вторая — к Западной Лице, где находилась линия фронта. Промежуточная перегрузочная база «Hildе», находилась в 41 км от Печенги, отсюда грузы шли на главную базу «Лица», а с этой базы к конечной станции «Munitionbеrg», неподалёку от лагеря-базы снабжения «Betty».

Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-34 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-35 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-36 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-37 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-38 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-39 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-40 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-41 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-42 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-43 Прифронтовая канатная дорога на Кольском полуострове, фото-44

Канатная дорога была проложена недалеко от грунтовой дороги, чтобы можно было следить за работой механизмов и быстро проводить необходимые ремонтные работы.

Для поддержания работы канатной дороги с 1 октября 1943 года был задействован 412-й строительно-сапёрный батальон, куда были прикомандированы 176 советских военнопленных. Батальон выполнял обслуживание линии в любую погоду.

Дорога работала до октября 1944 года, времени начала наступления советских войск.

В ходе боёв часть дороги была разрушена, остатки растащили местные жители. Есть сведения о том, что часть дороги была демонтирована и перевезена в Мурманск – администрация города хотела сделать из неё аттракцион.

Наши войска использовали остатки дороги для нужд наступления, а опоры приспособили под линии электропередачи.

прифронтовая канатная дорога мурманск петсамо
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
12 очень хорошо
(2 оценки)
Высокие оценки пользователей за Полезность
6 человек рекомендуют
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии