• Главная
  • Луноход городских маршрутов: легендарный автобус на улицах Мурманска
18:20, 6 февраля 2020 г.

Луноход городских маршрутов: легендарный автобус на улицах Мурманска

Луноход городских маршрутов: легендарный автобус на улицах Мурманска

Сегодня мы поговорим об одном из самых легендарных продуктов советского автопрома – городском высокопольном автобусе производства Ликинского автобусного завода.

Свои воспоминания об автобусе, а также интересные факты о транспортном средстве собрал для City51 мурманчанин Виталий Егоров.

Легендарный автобус имел карбюраторный двигатель, переднемоторную компоновку и люминесцентное освещение, что для тогдашнего СССР было прорывом.

Среди нашего остроумного народа он известен также как ЛиАЗ-677 «Желтый Диавол» или Луноход. В разное время в разных городах его именовали еще «мослом», «чемоданом», «сараем», «бревном» и «ба́ржой». Безусловно, он памятен каждому жителю России старше 10 лет.

Автор этих срок в детстве жил на конечной остановке маршрута номер 13, и ему не забыть характерного запаха, тарахтенья, присущего только «скотовозу» (еще одно меткое прозвище) и уникальных поручней, обтянутых рифленым пластиком – на всех остальных автобусах они были либо обтянуты гладким пластиком, либо просто выкрашены. В Мурманске ЛиАз использовался на маршрутах 1,3,5 (скорый), 11, 13, 18, 19 (на этом маршруте наш неутомимый труженик эксплуатировался аж до 2013 года!) – то есть по всему городу (извините, если кого забыл).

Первая партия

ЛиАЗ-677 начали проектировать в 1960 году. Данная модель должна была прийти на смену автобусам ЗИЛ-158В, которые выпускались Ликинским автозаводом ранее. Первый прототип нового автобуса был готов 6 ноября 1962 года. В 1967 году начался выпуск опытных партий нового автобуса, а с весны следующего года – серийное производство.

Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось заводу еще планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приемочные испытания. Последний ЛиАЗ-677М сошел с конвейера Ликинского завода в 1994 году. После этого сборочный конвейер, на котором собирали автобусы, был демонтирован.

Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 2004 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях.

Непростая конструкция

С технической точки зрения Луноход — типичный автобус 50-х годов: кузов уже несущий, без рамы, на объемной сварной конструкции (которая по мере гниения, разумеется, лопалась и гнулась), но высокопольный, с установкой всех агрегатов под ним. Мягкость хода обеспечивалась за счет использования пневмоподвески, однако из-за отсутствия какой бы то ни было системы поперечной стабилизации при поворотах ЛиАЗ-677 очень сильно давал крен, который во время прямолинейного движения, как правило, вызывался неисправными пневмокранами подвески.

Весьма нервирует поездка в автобусе, тормозная система которого по факту может сработать, а может и не сработать — воздух для подвески и для тормозной магистрали идет по одной и той же системе, а автобус начинает замедляться только при энном давлении (обычно на 3-4 атмосферах).

Обнаружить баллоны с воздухом можно, если открыть один из люков по правому борту. Это объясняется тем, что у ЛиАЗа нет энергоаккумуляторов в тормозной системе, как у КамАЗа, например. У него тормозная система как у ЗиЛа. Поэтому при разрыве подушки воздух для торможения остается только в ресиверах, то есть экстренно затормозить можно. Также в ЛиАЗе корма была ощутимо легче передней части, и на хорошей кочке пассажиры, стоящие на задней площадке, подпрыгивали. Некоторые вспоминают, что при этом сидящие на заднем сиденье даже иногда бились головой об потолок (ну, это если очень высокие были).

Луноход городских маршрутов: легендарный автобус на улицах Мурманска, фото-1

Скорость и счастье водителей

Скоростной режим определялся степенью изношенности коробки. Так, на ровной дороге автобус развивал скорость в среднем 40 км/ч, максимум при разгоне мог быть, как и у современных автобусов, до 90 км/ч. Однако при встрече со сколько-нибудь серьезной горкой он начинал ползти чуть быстрее пешехода (7-10 км/ч). Отсюда еще одно народное название агрегата — «клопозавр», ибо он полз, как клоп по стене. Известны также случаи, когда «чувашам» приходилось выходить из салона и вручную заталкивать автобус на гору (сожженные фрикционы первой передачи), что несказанно радовало пассажиров.

Вместимость нашего героя в часы пик — до 110 пассажиров массой 51,5 кг. По сравнению с предшественниками и в сравнении с ПАЗиками это являлось несомненным достоинствам. Также на ЛиАЗе-677 были и гидроусилитель руля, и коробка-автомат. Кстати, новшества привели к довольно неожиданным последствиям – появление ЛиАза в автобусных парках благоприятно повлияло на семейную жизнь водителей! Знаете, почему? Работая на предшественнике – ЗИЛ-158 – без гидроусилителя руля и с механической коробкой передач, водители страшно уставали.

Салон и пассажиры

Но и недостатков у автобуса хватало. Гидромеханическая коробка размером с небольшой холодильник пожирала очень много топлива. По этой причине на конечные станции автобуса выезжали цистерны-дозаправщики – нефтедобывающая страна считала, что может себе такое позволить. А в мелких городах попросту меняли коробку на простую механику.

Крыша у автобусов состояла из отдельных фрагментов металлического листа, потому начинала протекать сразу после схода с конвейера. Из-за этого часто развивался процесс гниения (там, за панелью потолка, самые условия для этого), и со временем крыша начинала жить отдельной жизнью, держась на вертикальных поручнях и честном слове. Пассажиры, держащиеся за поручни, в данном случае выступали в роли ребер жесткости, скрепляющих салон в единое целое.

Задняя площадка находилась чуть ниже уровня пола, силовой каркас заканчивался перед ней, и, как результат, – через определенное время (а автобусы у нас эксплуатировали долго) она начинала отваливаться. Чтобы этого не случалось, нагрузку на нее снижали установкой дополнительных сидений в заднем свесе, уменьшая таким образом предельную плотность пассажиров.

Двери интересны были тем, что открывались с помощью боковых, видимых каждому, пневматических толкачей. Обычно со временем их просто отрывали от самой двери, и открыть ее было практически невозможно. Практически никогда двери не открывали полностью, и пассажирам приходилось пропихиваться в небольшой зазор. Часто сами водители совали башмак или бутылку между дверью и стенкой – так как в полностью открытом состоянии дверь клинило, и ее нельзя было закрыть. Иногда закрывать двери приходилось по инерции – движением или торможением автобуса. Гораздо легче было войти через задние двери – они имели спущенный задний салон и всего одну ступеньку.

Совесть – лучший контролер

Нельзя не коснуться еще одного очень интересного аспекта – оплаты за проезд. Поначалу данная модель автобусов была оснащена ручными машинами для оплаты проезда, которые тестировали вашу честность и совестливость. Продажи билетов у водителя не было.

В салоне стоял ящик, который имел сбоку круглую ручку. Нужно было бросить в прозрачную прорезь монетку (или больше, в зависимости от стоимости), отмотать и оторвать себе маленький билет из газетной бумаги – по тому же принципу отматывается туалетная бумага.

Этот ящик не имел никаких средств контроля оплаты, кроме верхнего прозрачного окна, где были видны все брошенные предыдущими пассажирами монеты. Так что отмотать себе билетиков можно было сколько угодно – остановить вас мог только бдительный и сознательный гражданин, сидящий рядом, либо табличка с замечательной и ныне, к сожалению, забытой фразой: «Лучший контролер – ваша совесть!».

Если же вас напрягали взгляды таких граждан, то можно было насыпать меди помельче, чтобы было трудно ее подсчитать через окошко, и смело отмотать на один-два билета больше, чем оплачено (правда, автор на это так никогда и не решился). В дальнейшем от идеи такой оплаты отказались по понятным причинам, и с середины 80-х стали вводиться компостеры.

ЛиАз был единственным автобусом, по умолчанию оборудованным урной для билетов перед выходом. Крепилась она обычно с левой стороны двери, если смотреть из салона, что наводит на мысль об участии в проектировании жителей Туманного Альбиона. Материал изделия был крайне востребован по причине прочности и простоты обработки. Из-за этого частенько урны пропадали через 1-2 рейса.

В наше время почти повсеместно Луноход был заменен на своего собрата по заводу – ЛиАз-5256. Хотя последние экземпляры в некоторых городах нашей необъятной Родины до сих пор на дорогах.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Автобус #Мурманск #история #Луноход
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Спецтема
Как изменилась Мурманская область за 50 лет Советской власти. Что было построено, какие города и предприятия были созданы. Как увеличилось население Мурманской области.

Комментарии

Объявления
live comments feed...