Луноход городских маршрутов: легендарный автобус на улицах Мурманска

Сегодня мы поговорим об одном из самых легендарных продуктов советского автопрома – городском высокопольном автобусе производства Ликинского автобусного завода.

Свои воспоминания об автобусе, а также интересные факты о транспортном средстве собрал для City51 мурманчанин Виталий Егоров.

Легендарный автобус имел карбюраторный двигатель, переднемоторную компоновку и люминесцентное освещение, что для тогдашнего СССР было прорывом.

Среди нашего остроумного народа он известен также как ЛиАЗ-677 «Желтый Диавол» или Луноход. В разное время в разных городах его именовали еще «мослом», «чемоданом», «сараем», «бревном» и «ба́ржой». Безусловно, он памятен каждому жителю России старше 10 лет.

Автор этих срок в детстве жил на конечной остановке маршрута номер 13, и ему не забыть характерного запаха, тарахтенья, присущего только «скотовозу» (еще одно меткое прозвище) и уникальных поручней, обтянутых рифленым пластиком – на всех остальных автобусах они были либо обтянуты гладким пластиком, либо просто выкрашены. В Мурманске ЛиАз использовался на маршрутах 1,3,5 (скорый), 11, 13, 18, 19 (на этом маршруте наш неутомимый труженик эксплуатировался аж до 2013 года!) – то есть по всему городу (извините, если кого забыл).

Первая партия

ЛиАЗ-677 начали проектировать в 1960 году. Данная модель должна была прийти на смену автобусам ЗИЛ-158В, которые выпускались Ликинским автозаводом ранее. Первый прототип нового автобуса был готов 6 ноября 1962 года. В 1967 году начался выпуск опытных партий нового автобуса, а с весны следующего года – серийное производство.

Создание автобуса ЛиАЗ-677М с повышенными технико-эксплуатационными показателями вменялось заводу еще планом ОКР на 1973 год. Однако лишь к концу IX пятилетки был разработан технический проект и построены два первых опытных образца модернизированного автобуса (один из них с форкамерно-факельным двигателем ЗИЛ-375ЯФ). В 1976 году они успешно прошли приемочные испытания. Последний ЛиАЗ-677М сошел с конвейера Ликинского завода в 1994 году. После этого сборочный конвейер, на котором собирали автобусы, был демонтирован.

Однако после сворачивания производства 677-го на «родном» заводе до 2004 года его продолжали выпускать малыми партиями на разных авторемонтных предприятиях.

Непростая конструкция

С технической точки зрения Луноход — типичный автобус 50-х годов: кузов уже несущий, без рамы, на объемной сварной конструкции (которая по мере гниения, разумеется, лопалась и гнулась), но высокопольный, с установкой всех агрегатов под ним. Мягкость хода обеспечивалась за счет использования пневмоподвески, однако из-за отсутствия какой бы то ни было системы поперечной стабилизации при поворотах ЛиАЗ-677 очень сильно давал крен, который во время прямолинейного движения, как правило, вызывался неисправными пневмокранами подвески.

Весьма нервирует поездка в автобусе, тормозная система которого по факту может сработать, а может и не сработать — воздух для подвески и для тормозной магистрали идет по одной и той же системе, а автобус начинает замедляться только при энном давлении (обычно на 3-4 атмосферах).

Обнаружить баллоны с воздухом можно, если открыть один из люков по правому борту. Это объясняется тем, что у ЛиАЗа нет энергоаккумуляторов в тормозной системе, как у КамАЗа, например. У него тормозная система как у ЗиЛа. Поэтому при разрыве подушки воздух для торможения остается только в ресиверах, то есть экстренно затормозить можно. Также в ЛиАЗе корма была ощутимо легче передней части, и на хорошей кочке пассажиры, стоящие на задней площадке, подпрыгивали. Некоторые вспоминают, что при этом сидящие на заднем сиденье даже иногда бились головой об потолок (ну, это если очень высокие были).

Скорость и счастье водителей

Скоростной режим определялся степенью изношенности коробки. Так, на ровной дороге автобус развивал скорость в среднем 40 км/ч, максимум при разгоне мог быть, как и у современных автобусов, до 90 км/ч. Однако при встрече со сколько-нибудь серьезной горкой он начинал ползти чуть быстрее пешехода (7-10 км/ч). Отсюда еще одно народное название агрегата — «клопозавр», ибо он полз, как клоп по стене. Известны также случаи, когда «чувашам» приходилось выходить из салона и вручную заталкивать автобус на гору (сожженные фрикционы первой передачи), что несказанно радовало пассажиров.

Вместимость нашего героя в часы пик — до 110 пассажиров массой 51,5 кг. По сравнению с предшественниками и в сравнении с ПАЗиками это являлось несомненным достоинствам. Также на ЛиАЗе-677 были и гидроусилитель руля, и коробка-автомат. Кстати, новшества привели к довольно неожиданным последствиям – появление ЛиАза в автобусных парках благоприятно повлияло на семейную жизнь водителей! Знаете, почему? Работая на предшественнике – ЗИЛ-158 – без гидроусилителя руля и с механической коробкой передач, водители страшно уставали.

Салон и пассажиры

Но и недостатков у автобуса хватало. Гидромеханическая коробка размером с небольшой холодильник пожирала очень много топлива. По этой причине на конечные станции автобуса выезжали цистерны-дозаправщики – нефтедобывающая страна считала, что может себе такое позволить. А в мелких городах попросту меняли коробку на простую механику.

Крыша у автобусов состояла из отдельных фрагментов металлического листа, потому начинала протекать сразу после схода с конвейера. Из-за этого часто развивался процесс гниения (там, за панелью потолка, самые условия для этого), и со временем крыша начинала жить отдельной жизнью, держась на вертикальных поручнях и честном слове. Пассажиры, держащиеся за поручни, в данном случае выступали в роли ребер жесткости, скрепляющих салон в единое целое.

Задняя площадка находилась чуть ниже уровня пола, силовой каркас заканчивался перед ней, и, как результат, – через определенное время (а автобусы у нас эксплуатировали долго) она начинала отваливаться. Чтобы этого не случалось, нагрузку на нее снижали установкой дополнительных сидений в заднем свесе, уменьшая таким образом предельную плотность пассажиров.

Двери интересны были тем, что открывались с помощью боковых, видимых каждому, пневматических толкачей. Обычно со временем их просто отрывали от самой двери, и открыть ее было практически невозможно. Практически никогда двери не открывали полностью, и пассажирам приходилось пропихиваться в небольшой зазор. Часто сами водители совали башмак или бутылку между дверью и стенкой – так как в полностью открытом состоянии дверь клинило, и ее нельзя было закрыть. Иногда закрывать двери приходилось по инерции – движением или торможением автобуса. Гораздо легче было войти через задние двери – они имели спущенный задний салон и всего одну ступеньку.

Совесть – лучший контролер

Нельзя не коснуться еще одного очень интересного аспекта – оплаты за проезд. Поначалу данная модель автобусов была оснащена ручными машинами для оплаты проезда, которые тестировали вашу честность и совестливость. Продажи билетов у водителя не было.

В салоне стоял ящик, который имел сбоку круглую ручку. Нужно было бросить в прозрачную прорезь монетку (или больше, в зависимости от стоимости), отмотать и оторвать себе маленький билет из газетной бумаги – по тому же принципу отматывается туалетная бумага.

Этот ящик не имел никаких средств контроля оплаты, кроме верхнего прозрачного окна, где были видны все брошенные предыдущими пассажирами монеты. Так что отмотать себе билетиков можно было сколько угодно – остановить вас мог только бдительный и сознательный гражданин, сидящий рядом, либо табличка с замечательной и ныне, к сожалению, забытой фразой: «Лучший контролер – ваша совесть!».

Если же вас напрягали взгляды таких граждан, то можно было насыпать меди помельче, чтобы было трудно ее подсчитать через окошко, и смело отмотать на один-два билета больше, чем оплачено (правда, автор на это так никогда и не решился). В дальнейшем от идеи такой оплаты отказались по понятным причинам, и с середины 80-х стали вводиться компостеры.

ЛиАз был единственным автобусом, по умолчанию оборудованным урной для билетов перед выходом. Крепилась она обычно с левой стороны двери, если смотреть из салона, что наводит на мысль об участии в проектировании жителей Туманного Альбиона. Материал изделия был крайне востребован по причине прочности и простоты обработки. Из-за этого частенько урны пропадали через 1-2 рейса.

В наше время почти повсеместно Луноход был заменен на своего собрата по заводу – ЛиАз-5256. Хотя последние экземпляры в некоторых городах нашей необъятной Родины до сих пор на дорогах.

Автобус Мурманск история Луноход
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Криминал
15-летний житель Кандалакши подозревается в покушении на убийство ребенка. Как сообщает пресс-служба Следственного комитета по Мурманской области, 21 февраля на улице Новой в городе Кандалакше подросток избил мальчика 11 лет и после того, как ребенок потерял сознание, подозреваемый, считая его умершим, закопал в снегу.   Взрослые, которые обнаружили ребенка, вызвали скорую помощь. На сегодняшний день угроза жизни мальчика миновала, сообщают в Следственном...
Происшествия
Вечером 22 февраля на автодороге между Пиренгой и Ковдором произошло ДТП. Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Мурманской области, информация о происшествии поступила на пульт дежурного в 23:32. В результате аварии водитель легкового автомобиля ВАЗ-22074, двигаясь в сторону Мурманска, столкнулся со стоящим на обочине микроавтобусом Форд Транзит. Водитель легкового автомобиля 1959 года рождения скончался, пострадали трое пассажиров ВАЗа - мужчина и две женщи...
Культура
В понедельник и в среду для мурманчан разного возраста пройдут творческие встречи "Не все коту Масленица". Организаторами встреч выступили мурманская митрополия и областная научная библиотека, сообщает руководитель пресс-службы мурманской митрополии Павел Кондратьев. 24 февраля, в понедельник, состоится творческая программа для детей 7-12 лет. Участников ждут творческие состязания, масленичные игры и забавы. Также гостей мероприятия познакомят с эпизодами...
Криминал
60-летний житель Кандалакши обратился в полицию с заявлением о мошенничестве.  Как сообщает пресс-служба областного УМВД, у мужчины было похищено более 135 тысяч рублей.  Потерпевшему позвонил мужчина и представился сотрудником правоохранительных органов. Он сообщил, что мужчина признан потерпевшим по делу о недобросовестных продавцах биодобавок. После кандалакшанину предложили связаться с представителями компании - производителя. Мужчина вспомнил, что нек...
Авто
Вчера сотрудники ГИБДД поздравили автолюбителей с наступающим 23 февраля. Мероприятия провели во всех округах Мурманска, сообщает пресс-служба областной госавтоинспекции.  Инспекторы останавливали водителей, но вместе проверки документов желали им находить общий язык с автомобилем и не становиться участником ДТП. Также водители получили в подарок обложки для автодокументов и сувениры с символикой ГИБДД.
Авто
Вчера министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих провел рабочую встречу с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Встреча прошла в селе Териберка, сообщает пресс-служба областного правительства.  Обсуждали вопросы реконструкции автоподъезда к населенному пункту. Министр транспорта лично проехал за рулем автомобиля, чтобы оценить сложности зимней дороги.  В этом году начнутся первые работы по ремонту автополотна. Это будет 10-километров...
Общество
В День Победы в Мурманской области будет организовано больше праздничных мероприятий с акцентом на молодежь. Об этом заявил Андрей Чибис на заседании организационного комитета "Победа".  Исторические реконструкции и современные технологии, максимально расширенный план мероприятий - все будет направлено на то, чтобы молодое поколение прочувствовало подвиг и общую боль Победы. На заседании обсудили ряд ключевых мероприятий, которые пройдут в Мурманской обла...
Общество
23 февраля 1920 года в Мурманске вышел первый номер газеты «Известия Мурманского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». В сентябре газета стала называться «Северная правда», с 1921 года — «Полярная правда». Редакция газеты находилась на площади Свободы (ныне — Пять углов), телефон редакции состоял всего из двух цифр — 35. В 1970 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР газета была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Общество
Заполярная погода переменчива и капризна. За пару часов в городе может стремительно похолодать и не менее стремительно потеплеть. Снег летом, дождь и гроза зимой не являются для мурманчан большим сюрпризом. Сайт City51 собрал подборку погодных сюрпризов, которые преподносит нам природа. Короткий летний сезон 2017 года   Утренний туман 18 мая - снегопад  7 июня - снег на сопках 20 июня - снегопад 21 июня 00:30 25 июня -первый гриб июль - листопад 19 сентябр...