Как изменилась Мурманская область с 1920 по 1970 год

Как изменилась Мурманская область с 1920 по 1970 год, Любовь Трифонова

В октябре 1919 года интервенты покинули Мурманск, а 21 февраля 1920 года на Кольском полуострове была окончательно восстановлена Советская власть. В то время в Мурманской губернии проживали 19 131 человек из них: 11 110 мужчин и 8 021 женщина. В самом Мурманске — около 5 000 жителей.

Основными предприятиями в столице Мурманска были порт и железная дорога. Функцию общественного транспорта исполняла Декавилька — железная дорога системы Поля Декавиля, построенная интервентами.

Сайт City51 представляет краткий календарь достижений Мурманской области в период с 1920 по 1970 годы:

 Календарь достижений 1920-1970:

1921 год — первый поход в Арктику

1924 год — создан Севгосрыбтрест

1925 год — мурманские траулеры доставили первую партию рыбы в Англию

1926 год — дата основания города Апатиты

1927 год — открыта Траловая база

1928 год — создана Судоверфь

1929 год — открыт посолочный и фильтровочный заводы (предвестники Рыбокомбината)

1929 год — основан город Кировск (Хибиногорск) и ГОК (горно-обогатительный комбинат)

1930 год — создан Кольский Научный центр РАН (ныне — 10 институтов), включая Ботанический сад, первая апатитовая руда пошла на экспорт. Создан совхоз «Индустрия», обеспечивавший жителей Апатит и Кировска свежими овощами (в 30-е годы за Полярным кругом)

1932 год — создано Главное управление Северного Морского Пути, начал работу совхоз «Арктика» (Мурманск)

1933 год — создан ПИНРО, в Североморске (бывшей Ваенге) создаётся база Северного флота

1934 год — сдаётся в эксплуатацию первая ГЭС на реке Ниве

1936 год — создан посёлок, позднее получивший имя Сафоново в честь Б.Сафонова

1937 год — создаётся город Мончегорск и ГОК, на озере Имандра открывается пароходная линия, на реке Туломе открывается Нижне-Туломская ГЭС

1938 год — создаётся город Мурмаши (город строителей и работников ГЭС), создаётся регулярная авиалиния Мурманск-Ленинград

1939 год — созданы Арктическое, пассажирское и сухогрузное пароходства

1944 год — создаётся город Никель, начинается добыча никелевой руды

1949 год — создан Мурманрыбпром

1950 год — город Ревда, начинаются работы на горнодобывающем комбинате

1953 год — город Ковдор и ГОК

1956 год — город Заполярный и ГОК

1957 год — город Гаджиево с базой подводных лодок, Мурманский Телецентр

1960 год — атомный ледокол «Ленин» пришёл в Мурманск

1962 год — открыто троллейбусное сообщение в Мурманске

1965 год — создан Севрыбхолодфлот, молочный завод, началось строительство трассы Р-21 «Мурманск — Санкт-Петербург

1966 год — посёлок Верхнетуломский и Верхне-Туломская ГЭС

1968 год — город Полярные Зори и Кольская АЭС

Вы не сбились? За 48 лет Советской власти в Мурманской области построено 11 городов с градообразующими предприятиями, в дополнение к ним: автодороги, порты, базы подводных лодок, военные базы, Судоверфь с доками, Рыбокомбинат, нефтебазы, база Атомфлота, Кольская АЭС, совхозы и колхозы с посевными площадями в 6 000 с лишним га, теплицами, поголовьем скота в 10 000 коров, 30 000+ свиней, 80 000+ оленей, полумиллионом птиц и 33 000 зверей (песцов и норок), алюминиевый завод в Кандалакше, несколько ГЭС, объединение «Апатит» и так далее.

В 1970 году в Мурманской области жили уже 799 527 человек. Рост населения в 41,7 раза по сравнению с 1920 годом.

Почему же взят такой период времени?

В 1915 году в наших краях побывал Эдгар Кэсей — канадский рабочий, нанятый для строительства Мурманской железной дороги.

В 1969 году Кэсей вернулся в Мурманск уже как турист, и вот как он прокомментировал увиденное:

«Кругом я увидел огромные изменения, а на Мурманск смотрел широко раскрытыми глазами. Я поражён и приятно удивлён. Мне от души хочется поздравить советский народ с большими успехами. Ведь Канада по климатическим условиям очень похожа на ваш край, но у нас за Полярным кругом нет ни одного города, который в какой-то мере можно сравнить с Мурманском. Ваш город великолепен. И то, что люди сделали здесь, на Севере, за пятьдесят лет, восхищает».

Не в меньшем шоке от того, как изменился Мурманск, был и инженер Георгий Наливайко, проектировавший первые причалы порта. Спустя много лет, вернувшись в наши края, всё, что мог сказать изумлённый инженер: «Как же вырос Мурманск!».

И сейчас, когда туристы приезжают в наш город, многие из них, описывая впечатления, говорят, что столица Арктики поражает своим размахом.

мурманск история мурман
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии