Первый общественный транспорт Мурманска - "Мурманский трамвай"

Первый общественный транспорт Мурманска - "Мурманский трамвай" , Любовь Трифонова

Англичане, строившие «Декавильку», вероятно, не предполагали, что узкоколейная железная дорога, придуманная Полем Декавилем, станет первым общественным транспортом юного Мурманска. И действительно, узкоколейка строилась совсем для других нужд.

Узкоколейка была построена в 1918-1919 году британскими рабочими под руководством инженера Фрэзера и передана под командование сначала британскому полковнику Лефевру, а позднее — подполковнику Томсону.

Трасса длиной в пять вёрст была проложена от Морских баз к Зелёному мысу. Приводили поезда в движение английские мотовозы фирмы «Симплекс».

Парк мурманской узкоколейки, позднее прозванной «Мурманским трамваем» состоял из двух мотовозов мощностью 40 л.с. и 5 мотовозов мощностью в 20 лошадей.

Английский мотовоз марки «Симплекс» мощностью 20 л.с.

Англичане строили дорогу по собственным планам, с жителями города и градостроительными планами не считались, чем привели в возмущение комиссара города Ивана Сербинова. В мае 1919 года, когда Декавилька уже работала во всю, комиссар заявил, что насыпь узкоколейки загромождает дороги города, переезды устроены небезопасно для других участников движения. Но мнение комиссара если и было услышано, ничего не изменило — дорога была построена так, как запланировали англичане, в то время полновластные хозяева города.

Колея декавильки на улице Воровского

Осенью того же года планировалось построить ветку к Лихтерным причалам, но планы так и остались планами— в городе сменилась власть, а молодой Советской власти было не до строительства новой линии.

Первым делом новая власть занялась чисткой города в прямом смысле этого слова. Весной 1920 года поезда Декавильки начали использовать для вывоза мусора с улиц города. За пять дней упорной работы с улиц было вывезено 120 вагонеток хлама и грязи. На этом чистка кончилась — закончился бензин.

Позднее, когда удалось раздобыть бензин, график работы «Мурманского трамвая» стал очень напряжённым. Отдел коммунального хозяйства, в чьё ведение перешла дорога, перевёл декавильку на коммерческие рельсы и начал перевозить коммерческие грузы. Стоимость перевозки составляла 80 копеек за пуд.

Первый общественный транспорт Мурманска - "Мурманский трамвай" , фото-1 Первый общественный транспорт Мурманска - "Мурманский трамвай" , фото-2

Была у «Мурманского трамвая» ещё одна функция, вернее, не столько у самих поездов, сколько у железнодорожной колеи. Зимой извозчики и жители города использовали дорогу для прохода и проезда.

Со временем узкоколейка начала ветшать. Сначала пришла в негодность та часть дороги, что вела к Зелёному мысу. Один за другим начали выходить из строя трактора, из 7 рабочими были лишь 4, и те работали с перебоями в связи с отсутствием запчастей. К тому же начало приходить в негодность и само полотно.

В 1934 году «Мурманский трамвай» окончательно ушёл в прошлое. Осенью по городу от одной окраины до другой начал ходить первый мурманский автобус.

декавилька мурманский трамвай узкоколейка
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии